Декоративно-прикладное искусство

Елена Андриенко

Выпускница Алтайского государственного института искусств и культуры, квалификация – художественный руководитель, постановщик праздников и обрядов, диплом с отличием по специальности «Народное художественное творчество», 2001г. Выпускница Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, квалификация — руководитель коллектива декоративно-прикладного искусства, специальность «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», 2014г. Диплом с отличием. Опыт педагогической деятельности с 2001г.

Отдавая ребенка в школу раннего развития, родители должны четко понимать, что подготовка к школе — это не только уроки по развитию речи, математике, иностранному языку, но в-первую очередь, это занятия декоративно-прикладным творчеством, так как именно в этом направлении заложен значительный потенциал и оно объединяет между собой все остальные.
Программа по ДПИ включает в себя следующие виды: аппликация, оригами, изобразительная деятельность, работа с пластилином.

Занятия ДПИ выполняют следующие задачи:

обучение практическим навыкам работы с различными материалами;
развиваю тактильную память;
совершенствуют мелкую моторику;
учат концентрации внимания, формируют умение запоминать и следовать устным инструкциям;
развивают художественный вкус.
Содержание работы по ДПИ будет направлено на:
формирование эстетического вкуса;
развитие воображения, развитие интереса к народному творчеству и художественным произведениям;
умение задумывать содержание своей работы;
формирование общегуманистических качеств, через знакомство с произведениями устного народного творчества и литературы.

Условия реализации программы

Занятия по ДПИ будут проводиться 1-2 раза в неделю по 30 минут. Приходя в школу раннего развития, ребенок будет заниматься 4 видами ДПИ:
1 неделя — оригами,
2 неделя — изобразительное искусство, в том числе шерстяная живопись,
3 неделя — аппликация,
4 неделя — работа с пластилином (лепка).

В процессе обучения различным видам ДПИ у ребенка формируется правильное отношение к труду. Дошкольник под руководством педагога учится ставить цели, планировать свою деятельность и добиваться результатов. Уроки и задания продуманы таким образом, чтобы ребенок успевал сделать задание, а это обязательный компонент трудовой деятельности, в отличие от игры, где ребенок может остановиться в любой момент. Важно продумывать мотивацию каждого задания, чтобы ребенок не потерял интерес к трудовой деятельности.

Оригами и аппликация.

Изготовление предметов из бумаги и картона составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания. Содержание данного направления ДПИ примыкает к конструированию, прокладывает первые пути к политехническому образованию. Дети знакомятся со свойствами бумаги, подвергают ее различным превращениям, используют для этого разные инструменты и материалы (клей, ножницы, линейка, степлер и т.д). В аппликации кроме бумаги могут использоваться и другие материалы, такие как ткань, вата, бусины, пайетки и т.д. С помощью бумаги можно делать мозаику, изделия в технике квиллинг, декупаж и многое другое.

Изобразительное искусство.

Навыки, полученные детьми во время рисования, используются дошкольниками при создании других видов творческих работ. С рисованием напрямую связаны, такие виды ДПИ как лепка из пластилина, аппликация. Занятия рисованием помогают развивать умственную деятельность. Дети знакомятся с цветом, композицией, формой, пропорциями. Ребенок учится мыслить логически, анализировать. Благодаря изобразительному творчеству у ребенка формируется чувство вкуса, эстетические качества и любовь к искусству. В процессе рисования дошкольники учатся работать с разными материалами (карандаши, краски, мелки, фломастеры). Прорисовка некоторых деталей на рисунке положительно влияем на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

Лепка.

Работать можно с пластилином, фимопластикой. Акцент делается на изучении формы, пропорций. С помощью пластилина могу быть сделаны панно на плоскости. Выполнение работы из мягкого материала хорошо влияет на развитие мелкой моторики.

Формы контроля

В начале каждого занятия определяется объем работы, который необходимо выполнить. Оценки за задания не выставляются, но организуется выставка работ.

Вся деятельность педагога по ДПИ направлена на то, чтобы научить дошкольников заниматься творчеством, подвести их к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что он сможет сделать хорошую работу. Педагог мотивирует ребенка к поиску интересных образов. Воспитывает гармоничную личность.